Усадьбы светлые аллеи
Текст: А. Коробкова
Яркий солнечный день начала сентября. Подмосковная природа во всем великолепии осеннего наряда: золотые березы на фоне пронзительно-голубого неба, упоительный аромат опавшей листвы...
Нет ничего прекраснее этой поры, когда «пышное природы увяданье» настраивает на особый поэтический лад. Трудно выбрать лучшее время для посещения красивого загородного дома, где бережно хранят и поддерживают вековые
традиции русской усадьбы.
Эстетикой усадебной культуры в наше время увлечены немногие, однако хозяева дома, о котором мы хотим рассказать, относятся к их числу. Они мечтали построить на вершине холма, откуда открыва¬ется чудесный вид на окрестности,
настоящее родовое гнездо. Но осуществить задуманное оказалось не так просто. Будущие владельцы хотели приобрести участок с перспективой его расширения. Живописная местность с неболь¬шим перепадом высот, речкой и деревнями,
разбросанными по холмам, сразу полюбилась им. Здесь они купили землю и построили дом, в котором прожили несколько лет. Но мечта об усадьбе не была забыта. И, как только предста¬вился случай приобрести примыкающую к ре¬ке
территорию в границах прежней водоох¬ранной зоны, началось строительство.
Сначала будущий дом виделся одноэтаж¬ным (он должен был располагаться на одном уровне со старым), но благодаря счастливой случайности его конфигурация изменилась. Однажды, осматривая окрестности, хозяева за¬метили здание,
отличавшееся интересным архитектурным решением: оно удачно вписыва¬лось в склон холма, что позволяло не увеличи¬вать общую высоту. Эту идею взяли на во¬оружение; в результате площадь дома значи¬тельно расширилась, и он
обрел законченный облик. Естественный рельеф холма был немного изменен, благодаря чему возникла терраса партера, с которой видны просторные поля и мирный, спокойный пейзаж
Общий силуэт и пропорции садового фа¬сада во многом определяет парадная лестница с нарядными белыми перилами. Она тремя маршами спускается с террасы в сад и напо¬минает об усадебной архитектуре XIX века. Еще одно
свидетельство переклички времен — ротонда главного входа, украшенная двумя мраморными колоннами и играющая роль па¬радных сеней. По мере выполнения работ приходилось вносить некоторые коррективы. Так, силуэт ротонды был
найден не сразу. Бла¬годаря архитектору Андрею Карпенко парад¬ный вход приобрел завершенный вид, а в куполе ротонды решили устроить обсервато¬рию для наблюдения за небесными телами.
Пройдя через помещение ротонды, мы по¬падаем в зал, являющийся композиционным центром дома. Его значительность подчеркива¬ется двумя высокими двустворчатыми дверями, ведущими на террасу и в тренажерную. Оба дверных
проема декорированы колоннами (еще в эпоху классицизма было принято отделять ими друг от друга комнаты во двор¬цах). Высокий купольный свод зала придает всему помещению величавость и торжествен¬ность. Зеркало раздвижного
шкафа становится дополнительным источником света и зритель¬но увеличивает пространство.
Благородный изгиб деревянной лестницы, которая ведет в кабинет, расположенный на ан¬тресолях, подчеркивает высоту зала и создает в помещении основной визуальный акцент. Ка¬бинет хозяина в русских усадьбах традицион¬но не
принадлежал к парадным комнатам, так как предназначался для уединенных интеллек¬туальных занятий и чтения.
Использование неоклассических стилиза-ций при отделке стен линкрустом и подбор со¬ответствующей цветовой гаммы — авторское решение архитектора Ларисы Жук Широкий живописный фриз проходит под карнизами в верхней части
стены, а вся остальная ее поверх¬ность разделяется на «зеркала» при помощи гладких рам. Свободное пространство внутри рамы отличается от нее цветом и гармонирует с окраской стен. Колористическое решение всего дома
прорабатывалось особенно тща¬тельно, причем основной задачей стало созда¬ние атмосферы тепла и уюта. Сиренево-песоч-ная окраска внешних стен дома продолжает традиции вилл начала XX века в стиле модерн, которому соответствуют
и деревянные пере¬плеты главных дверей, и лестницы элегантной формы, изготовленные по индивидуальным чертежам.
Вторая деревянная лестница ведет в цоколь¬ный этаж, где находится зона отдыха. Увлечен¬ность хозяйки дома Востоком и этническим искусством подтолкнула ее к созданию китай¬ской комнаты, где должно найтись место для всех сувениров,
привезенных из дальних стран. В элегической стилистике Серебряного века выполнен музыкальный салон. Здесь можно увидеть не только кабинетный рояль, но и замечательную коллекцию кукол, которых на протяжении нескольких лет
дарили молодому хозяину усадьбы. Для интерьеров всего дома характерна тенденция к монохромии, спокойным пастельным тонам, использованию классического рисунка или узоров в стиле модерн, тогда как бильярдная встречает нас
радостными солнечными красками. Легкость композиции и грациозное изящество, присущие всем составляющим дома, рождают чувство удивительного комфорта.
Сад рассматривается как своеобразное продолжение внутреннего пространства дома-усадьбы. Спускаясь по одной из трех внешних лестниц, постоянно ощущаешь соприкосновение с природой. А вокруг - и сразу вспоминаются строки В.
Набокова — «задумчиво и безнадежно распространяет аромат и неосуществимо нежно уж полуувядает сад»... В нижней его части расположена липовая аллея. Само это понятие в русской культуре исполнено особого, символического
смысла, оно сродни поэтическому образу. «Безмолвные аллеи», «темные аллеи» в старинных усадьбах всегда были местом, служившим для уединения, погружения в себя... По словам хозяев, им хотелось «усовершенствовать и образовать
красоту, природой иногда чуть означенную». К этому же стремились и создатели сада.
Свобода от регламентации — отличительная черта архитектуры загородного жилья. Комплекс усадебных построек формируется постепенно; главное — создать свой особый мир. В данном случае был предложен широкий спектр
архитектурных фантазий, которые объединили опыт российской школы с европейскими традициями. Домик для барбе-кю — яркий пример такого сплава культур. Охотничьи мотивы здесь переплелись с элементами готики, и получилось
прекрасное помещение для летнего отдыха, а также реализации творческих способностей хозяйки, увлекающейся гончарным делом. Все хозяйственные и технические постройки проектировались исходя из особенностей эстетического
впечатления, производимого ими. Владельцы усадьбы сначала хотели зрительно объединить летний павильон с жилым домом и устроить между ними двор для сторожевых собак. Потом возникла идея связать два здания арками и вымостить
внутренний двор на итальянский манер. За ним так и закрепитесь это название — «итальянский дворик».
Весь дом отличает удивительная целостность, вобравшая в себя особенности нашего национального мировоззрения и жизненного уклада. Здесь, вдали от городской суеты, в постоянном общении с природой, рождаются грандиозные проекты.
Недаром АС. Пушкин, так любивший уезжать осенью в свое имение, замечал: «Петербург — прихожая, Москва — девичья, деревня же — наш кабинет».

 
  

Проект выполнен совместно с Л.В.Жук в 2004г. и напечатан в журнале “Красивые дома” №44